очень понравилось
надеюсь ещё кому то поможет
Елена Мычко, биолог, специалист по поведению животных, эксперт FCI-РКФ
Собака похожа на своего хозяина – идея, прямо скажем, далеко не новая. Сколько раз эта тема обыграна в рассказах, смешных картинках, сколько об этом говорилось психологами… В первую очередь, конечно, обращают внимание на сходство темперамента, общую манеру себя вести: флегматичный мужчина и увалень сенбернар, кокетливая барышня и пудель в бантиках. Однако, такое сходство лишь верхушка айсберга; гораздо интереснее не чисто внешняя похожесть, а совпадение на своего рода мировоззренческом уровне.
Наиболее четко это видно, когда в семье живут одновременно, либо сменяя друг друга, несколько собак разных пород, зачастую очень несходных по своему поведенческому профилю. Они отличаются темпераментом, способностью обучаться, любопытством и массой более мелких черт. Вполне естественно, что поведение, допустим, ризеншнауцера и пуделя, различается достаточно сильно. Но вот их отношение, как к членам семьи, так и к посторонним людям ли, собакам или птичкам в целом оказывается удивительно сходным. Если в одних руках собаки любой породы очень дружелюбны, общительны и смотрят в мир открытым взглядом, то в других не то что «однопородники», однопометники вырастают злобными, недоверчивыми, а то и откровенно подлыми тварями. Мистика? Невезение? Генетический брак? Вовсе нет!
Заводя собаку, начинающий любитель пребывает во власти иллюзий, навеянных книгами, рекламой, чужим примером. Он видел в кино, какая это замечательно умная псина, его партнер по бизнесу купил такую и не нарадуется, и вообще, собака – это престижно, модно, наконец, полезно для воспитания ребенка. Вывод – надо брать!
Взяли, а через некоторое время выясняется, что выросло нечто трусливо-брехливое, нервно-капризное, либо кусаче-доставачее, словом, не получилось. Эту с божьей помощью куда-то пристроили – взяли другую. Совсем иной породы, еще моднее, таких на всю страну два десятка. Опять ненормальная: то кусается, то сбегает, то, извините, на хозяйскую постель писает. Сменили десять дрессировщиков и пяток «собачьих» психологов, повысили благосостояние лучших ветеринарных специалистов мира, даже книг гору прочти – не помогает. Сбагрили с рук и эту. Пошли совсем другим путем. Обратились к профессионалам, подобрали породу под свой психологический профиль (помните: флегматик – сенбернар, холерик – доберман и т. д.) - самую распространенную, без экзотики, простую, как репа. И что вы думаете? Опять не получилось!
Человеку свойственно искать корень своих неудач во внешнем мире. Если у него что-то не выходит, ему гораздо комфортнее объяснить себе и окружающим, что его ошибочные поступки были вынуждены обстоятельствами неодолимой силы. Особенно четко эта закономерность работает в сложных ситуациях, где трудно проследить причинно-следственные связи. А воспитание собаки как раз и относится к этой категории явлений. Благо тут незадачливый собаковод может щедро черпать из околонаучных источников.
Первый из таких неиссякаемых колодцев – популярные представления о генетике. В сознании дилетанта положения этой науки выглядят почище откровений Нострадамуса: все предопределено, но ничего не понятно. Иначе говоря, есть такие штуки-гены и они за все отвечают: за рост собаки, длину шерсти, за привычку заходиться лаем по любому поводу, т. е. буквально все закодировано в генах-хромосомах! Когда читаешь или слышишь о «гене» агрессии, доминирования и т. п., дурно делается. Как просто объясняются сложнейшие феномены поведения, оказываются, они вот так напрямую записаны среди прочей наследственной информации. Вывод из этого тоже следует наипростейший: раз это генетическая характеристика, то изменить ничего нельзя.
Авторы подобных благоглупостей, похоже, даже не задумываются над азбучной истиной, что помимо генотипа есть фенотип, т. е. внешнее проявление работы этих самых пресловутых генов в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Поведение же собаки, как представителя высших позвоночных, помимо наследственности формируется за счет обучения. И не существует ныне методов, да и вряд ли они появятся в ближайшем будущем, благодаря которым можно было бы отделить врожденную компоненту поведения от приобретенной.
И вот уже к услугам собаковода-любителя еще один научный источник, готовый утолить его жажду самооправдания – прикладная кинологическая этология (один из разделов науки о поведении животных). Какие же идеи плавают на его поверхности?
Первая: семья человека для собаки все равно, что стая. Идея понятная и необидная – мы с тобой одной стаи, стая – это звучит круто, ну и так далее. Второе: в стае есть иерархия, то бишь табель о рангах: альфа, бета, гамма, дельта, и далее до омеги. Тоже понятно: все люди – альфы, одна собака – омега. Правда, пес об этом не читал и, похоже, на омегу не подписывается. Третья мысль, как раз на этот случай, бывают такие собаки, которые генетически запрограммированы, чтобы быть только и исключительно альфами, их называют доминантными.
И вновь при популяризации идей науки ребенка, если и не выплеснули с водой, то притопили и поуродовали изрядно. Действительно, у собак существует иерархия, но отнюдь не только линейная. Она и у людей есть в числе прочих социальных структур, только в обыденной жизни отношения редко строятся по армейскому образу. И семья человека действительно заменяет собаке стаю, но отнюдь не всегда и вовсе не на 100%, но это отдельный, большой разговор, поэтому вернемся к нашей сегодняшней теме.
Итак, жажда знаний удовлетворена, оправдание найдено, только кому от этого легче? Собака как была неудобной, а может быть и опасной, так такой и осталось. Найденное «научное» объяснение не приносит владельцу даже и морального удовлетворения, не говоря уже о практической пользе.
Попробуем взглянуть на ситуацию иначе. Итак, имеется невоспитанная собака, ведущая себя так, как хочется ей самой. Не будем вдаваться в частности и пытаться корректировать отдельно назойливый лай, привычку портить вещи, испражняться в доме, огрызаться и прочее, и прочее. Неприятных привычек может быть одна, две, много, однако медики совершенно справедливо утверждают, что лечить надо не проявления болезни, а ее причины. Вот и займемся поиском причин.
Первая и, на мой взгляд, главная, - это отсутствие контакта, взаимопонимания с собственной собакой. Человек может совершенно искренне заблуждаться на сей счет. Ведь он заботится о собаке, т. е. кормит ее, выгуливает, даже играет. Собака воспринимает это как должное, она привыкла к подобному уходу и живет своей жизнью. В ее мире для человека отведено место прислуги и не более того. Владелец не сумел, точнее не захотел стать для собаки центром ее вселенной.
Недостаточно заботиться только о телесном здоровье животного, гораздо важнее стать ее учителем, старшим товарищем, божеством, наконец! Такие отношения легко создать со щенком – он открыт для всего нового, ищет свое место в мире, но это вполне возможно и с подростком, и с видавшим виды матерым псом. Для этого не нужно прилагать титанических усилий, достаточно внимательности и последовательности.
Формируя отношения с собакой, не надо подлаживаться под нее. Привычки владельца, круг его интересов и дел не меняются с появлением собаки в доме. Собаку вводят в этот устоявшийся круг, доступно объясняя, каково ее место здесь. Да, ей рады, она интересна и приятна, с ней готовы общаться. Однако не она определяет, в какой форме, когда и как часто ей будут уделять внимание. Так закладываются основы иерархических отношений люди – собака, абсолютно адекватные для восприятия животного. Молодое животное или, что случается гораздо реже, новичок в стае не могут диктовать свою волю, их роль на этом этапе исключительно пассивная.
Для нормального формирования психики необходимо поступление новой и разнообразной информации. Собака, которая растет в замкнутом мирке, будь то городская квартира с короткими вылазками в привычный двор, либо огороженная краснокирпичной стеной загородная усадьба, обязательно будет страдать нестабильностью психики, ее нервная система, не получая тренировки, ослабеет. А вот обогащение жизненного опыта собаки за счет прогулок в неизвестных ей местах, знакомства с новыми предметами, животными, явлениями не только повышают силу нервной системы, но еще и позволяют человеку занять и удержать в семье-стае то самое место признанного лидера. Ведь это он, всезнающий хозяин, ведет собаку на реку и показывает, как здорово плавать, он, бесстрашный, садится в рычащую машину и везет в лес, и вообще он, мудрый, столько всего умеет… В результате, животное подчиняется человеку не под давлением грубой силы или угрозы наказания, а потому, что тот всегда и везде оказывается ведущим.
__________________
|